«…Однажды, читая курс элементарной геометрии,
я попытался подвести слушателей к
пониманию теоремы Пифагора следующим образом: я начертил на доске прямоугольный
треугольник с квадратами, построенными
на его гипотенузе и катетах, и сказал: «Очевидно, что квадрат, построенный на
гипотенузе, занимает большую площадь, чем любой из двух других квадратов. А
теперь представьте себе, что эти квадраты сделаны из кованого золота, и вам
предлагают взять себе либо один большой квадрат, либо два маленьких. На каком
квадрате вы остановите свой выбор?»
Интересно отметить, что мнения в классе разделились примерно пополам – одни ученики предпочти большой квадрат, другие – два маленьких. Возникла оживленная дискуссия. Обе группы учеников в равной степени были удивлены, когда я объяснил им, что никакой разницы в данном случае нет.
Именно это чувство радостного удивления и отличает всех великих математиков, точно так же как лучших преподавателей математики отличает способность передавать его своим ученикам. И не знаю лучшего способа осуществить это, особенно среди людей, начинающих изучать математику, чем с помощью игр, загадок, фокусов и прочих веселых атрибутов так называемой «занимательной математики»
Рэймонд Смаллиан - американский математик, пианист, логик